Продавец: профессия для терпеливых и коммуникабельных

За последние годы в Беларуси открылись десятки супер- и гипермаркетов, торговых домов, бутиков. Спрос на продавцов сегодня превышает предложение. Mojazarplata.by попыталась узнать, изменилась ли профессия продавца и стала ли она более престижной.

В советские времена профессия продавца, с одной стороны, считалась престижной. Многие продавцам завидовали: доступ к дефицитным продуктам, одежде и прочим товарам. С другой стороны, их не любили. Во многих фильмах показан образ угрюмой, неприветливой, а то и грубой продавщицы, которой покупатели мешают скучать у полупустых прилавков.

С зарождением рыночных механизмов и исчезновением дефицита товаров стало меняться и отношение к профессии. Продавец сегодня — одна из наиболее востребованных специальностей на рынке труда. Профессионализм, то есть умение продать как можно больше и лучше, выходит на первое место. С развитием торговли на рынке появились и другие родственные специальности — такие, как продавец-консультант, продавец-кассир, менеджер по продажам.

Обычно на этих должностях работают женщины или молодые девушки. Как известно, они более стрессоустойчивы и способны переносить значительные эмоциональные нагрузки лучше, чем мужчины. К тому же выполнять несколько дел одновременно — прерогатива абсолютно женская.

 

Что нужно знать, чтобы продавать?

Работа продавца не так проста, как может показаться с первого взгляда. Он должен:
• знать свойства, применение, характеристики продаваемого товара
• участвовать в планировании закупа и выявлять спрос на новые товары
• изучать спецификации и потребительские свойства всех вновь поступивших товаров
• участвовать в проведении инвентаризации, составлении товарных отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров
• знать правила приема, выдачи и хранения товарно-материальных ценностей
• работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда и т.п.

И это далеко не полный перечень обязанностей продавца. При этом главной задачей остается помощь клиентам в поиске необходимой вещи и продажа товара. Продавец должен уметь правильно представить товар: рассказать о фирме-производителе, отметить особенности товара, акцентировать внимание на достоинствах и мягко скрыть недостатки. Рассказать о скидках и действующих акциях. Профессионал умеет продать товар любому, даже случайно зашедшему в магазин посетителю. Если человек, избравший эту профессию, окажется некоммуникабельным или недоброжелательным, фортуна может повернуться к нему спиной.

Работа кассира не проще. Чтобы процесс оплаты проходил быстро и точно, им нужно овладеть работой контрольно-кассовой машины, сканера, транспортера (лента, куда выкладывают товар). Не обойтись и без знания ультрафиолетового детектора для выявления признаков подлинности банкнот. В супермаркете нередко мошенники пытаются спихнуть фальшивку. Если техника вдруг поломалась, очередь и обозленные покупатели вам гарантированы.

 

Личные качества

Человек у обувного прилавка:
— У вас есть мужская обувь?
— Нет.
— А женская?
— Тоже нет.
— Ну, а детская?
— Чего вы пристали? У нас обувной отдел, а не справочное бюро!

Продавец в какой-то степени должен быть и психологом. В любой ситуации он должен быть сдержанным и терпеливым. Одно из важнейших его умений, это умение общаться без грубостей, но и ненавязчиво, располагая незнакомого человека к доверительной беседе. Если речь идет о работе в сфере моды, красоты и стиля, то немаловажную роль играют внешняя привлекательность, опрятность, хороший вкус.

Работа продавца предполагает, что рабочий день нужно провести на ногах. Поэтому от сотрудников требуются хорошая физическая форма и выносливость.

 

Требования к образованию

Специального образования профессия продавца не требует. Следует научиться разбираться в особенностях товара и умело о нем рассказывать. Однако если вы заботитесь о карьерном росте и хотите стать руководителем отдела или магазина, университетская степень необходима.

Часто на подобные должности берут без опыта работы. В гипермаркетах и крупных торговых сетях существуют и свои программы обучения персонала. Обычно такого рода обучение проходит без отрыва от работы, в качестве практики на месте.

 

Условия работы и зарплата

Продавцы и кассиры могут работать как полный, так и неполный рабочий день. Их могут привлекать к работе в вечернее время, в выходные и в праздничные дни. Стандартный график работы продавцов продовольственных магазинов и гипермаркетов — два дня работы по 12 часов — два дня выходных.

В Беларуси зарплаты продавцов все еще не очень высокие. Например, в гипермаркете „Простор“ предлагают 680 — 820 000 рублей. В „Гиппо“ — от 600 000 рублей, правда, обещается и премия — от 30 до 50 процентов оклада. Приятными неожиданностями для сотрудников гипермаркетов могут оказаться и дополнительные бонусы. К примеру, в „Короне“ работникам выплачивают „13-ю зарплату“. Уровень зарплат в гипермаркетах соответствует среднему предложению в сфере торговли. Стоит отметить, что зарплата работника модного бутика порой оказывается ниже, чем у его коллеги в продуктовом магазине.

 

Преимущества профессии:

• Получение опыта в сфере торговли и продаваемой продукции
• Преимущественно комфортные условия работы
• Развитие коммуникативных навыков
• Знание рынка товаров и услуг, постоянная осведомленность о новинках
• Посменная работа позволяет параллельно получать образование
• Хороший стартовый капитал для продвижения по карьерной лестнице.

 

Недостатки профессии:

• Много времени приходится проводить на ногах
• Сложно быстро сменить сегмент рынка (например, перейти с продажи компьютеров на продажу косметики) без дополнительного обучения
• Сохранения спокойствия в ситуациях, когда тебя выводят из себя
• Необходимость спокойно повторять информацию о товаре, столько, сколько это потребуется
• Гибкий график работы не всегда способствует поддержанию баланса между работой и личной/семейной жизнью.

 

Карьерный рост

Несмотря на все минусы профессии, работа продавцом или кассиром — это не только хороший старт, но и неоценимый опыт. Он поможет в дальнейшем развитии вашей карьеры, поскольку даст возможность понять механизмы функционирования большой компании в самой важной ее точке — розничных продажах.

Многие крупные магазины и торговые сети предлагают сотрудникам обучение и участие в лидерских программах. Двигаясь, совершенствуясь, приобретая новые знания, можно сменить униформу продавца на кресло менеджера. Как отмечают специалисты по персоналу, в вопросе карьерного роста важны не только знания и опыт сотрудника, но и — главное — его отношение.

Для работодателя, нанимающего сотрудника на руководящую должность, важно, чтобы он знал всю „кухню“ изнутри. В условиях наблюдающегося на сегодняшний день бурного развития крупных сетей и их активной экспансии в регионы, рекордный взлет вверх по карьерной лестнице с позиции продавца становится реальным именно в крупных розничных компаниях.

Хотите знать, сколько получают коллеги по работе? Заполните Анкету о работе зарплате, и в скором времени мы предоставим вам такую информацию.

Mojazarplata.by
05.12.2009

loading...
Loading...