Профессия — сурдопедагог

Пятнадцать лет назад минчанка Ольга Гайдук выбрала профессию сурдопедагога, подав документы в приемную комиссию Белорусского педагогического института им. Максима Горького на факультет дефектологии.

С тех пор многое изменилось: институт переименован в Белорусский государственный педагогический ниверситет им. Максима Танка, дефектологический факультет — в факультет специального образования. А Ольга, оставив в прошлом студенческие полуголодные времена, сегодня занимает должность заместителя директора в столичной школе № 91, зарабатывает миллион с небольшим белорусских рублей и возит детей на оздоровление в Германию.


Призвание — это для лентяев

Педагог — это не профессия, а призвание. Такую фразу часто произносят с высоких трибун, когда говорят о работе учителя. Ольга Гайдук считает, что вопрос призвания и самореализации в профессии — тема надуманная:

Ольга Гайдук - 6

 

— Вопрос призвания люди придумали, чтобы ничего не делать в жизни и не совершенствоваться в профессии. Отучился, работаешь, ничего не получается — и находится объяснение: призвание не мое! Я считаю, что любая профессия — это рутинный кропотливый труд. И какая разница, работать с детьми или класть кирпичи? Первый класс, второй, третий… Первый этаж, второй, третий… И потом опять сначала.

Лично я в одиннадцатом классе вообще никем не хотела становиться. Листаю справочник „ВУЗы Беларуси”, и ничто в душе не отзывается. Мой десятилетний брат плохо в то время разговаривал, и мама мне сказала — иди на логопеда! Я и пошла в пединститут.

Благополучно сдала экзамены, правда, баллов для того, чтобы пройти на логопеда, мне не хватило, и мне предложили выбрать другую специальность: тифлопедагог (обучение слепых), олигофренопедагог или сурдопедагог. Я выбрала сурдопедагогику и дошкольную психологию. И сегодня могу сказать — и хорошо, что я не прошла на логопеда. Сейчас я могу и глухому звуки поставить, и слышащему.

 

Соль профессии — желание помочь глухому ребенку адаптироваться в мире слышащих

Уже на четвертом курсе Ольга с одногруппницей устроились на работу воспитателями в специальную школу № 14 для детей с нарушением слуха. Были нужны деньги, да и отстающей Оля быть не любила:

— Некоторые студенты шли работать уже на третьем курсе, а я что, хуже? С утра — институт, вечером — работа в школе. В то время, если сложить мою стипендию и зарплату воспитателя (я получала как учитель со второй категорией), выходило около 40 долларов в эквиваленте! Шел 97 год, тогда у всех заработки были мизерными.

Педагоги традиционно относятся к низкооплачиваемой категории специалистов. При этом нижняя и верхняя планка зарплат могут отличаться в разы: от 350 000 рублей у учителя начальных классов без категории до
1 000 000 у завуча либо директора школы.

Совмещая учебу и работу, девушка приобретала не только финансовую независимость. Она накапливала бесценный профессиональный опыт. Благодаря практике Ольга смогла впитать ту соль профессии, о которой не говорят в ВУЗе. Для сурдопедагога — это желание  помочь глухому ребенку адаптироваться к жизни в мире слышащих людей. Это желание воплощается в стремлении понять неясные для других звуки, которые составляют речь глухого  человека, понять его мир, полочки в котором раскладываются совсем не так, как у людей обычных. И сделать так, чтобы и ребенок, с которым ты работаешь, тоже тебя понял.

Ольга Гайдук - 2


— Глухие — это особенные люди. Мне понадобилось время, чтобы это осознать. Они мыслят не так, как слышащие. У них нет образных и абстрактных понятий. В их мире все конкретно и однозначно. Каждая вещь значит то, что значит. Для них не существует предметов-заместителей — их этому надо научить.

Чтобы с детьми находить общий язык, мне самой нужно помнить, что значит быть ребенком. Чтобы научиться говорить, мы с моими подопечными и мяукаем, и гавкаем, и в прятки играем. Хотя, конечно, на пути к взаимопониманию бывают и трудности. Дети злятся, когда у них что-то не получается. Помню случай, когда моя ученица очень сильно на меня разозлилась и стала бить портфелем. Проходим через эту злость, работаем, и ребенок ставит свои личные рекорды: вчера еще не говорил букву „Р”, сегодня говорит. Вчера не мог прочесть с губ, а сегодня у него получилось, — радуется успехам подопечных Ольга.


„Случайная” карьера

Ольга Гайдук утверждает, что все в ее жизни происходит случайно.
Она совершенно случайно сразу после окончания ВУЗа получила место учителя начальных классов в специальной школе-интернате №13 для детей с нарушением слуха. При этом обычно выпускники без опыта работы сначала работают воспитателями, а затем уже — учителями. Уже через несколько лет работы Ольга возглавила школьное методическое объединение.

Педагогическая сфера по-прежнему остается женской вотчиной. В школе, где трудится Ольга Гайдук, на полсотни женщин-педагогов приходится семь мужчин: три учителя физкультуры, учитель истории, белорусского языка и литературы, физики и учитель труда.

Случайно она услышала о том, что в городском Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации освободилось „крутое” место сурдопедагога и руководителя городского методического объединения сети образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. В Центр молодую женщину — случайно — взяли.

Сегодня Ольга работает завучем по воспитательной работе в средней школе №91, где есть и обычные, и специальные классы, в которых учатся глухие и слабослышащие дети:

— Место завуча мне предложили случайно, благодаря рекомендации подруги, с которой я вместе работала на практике на четвертом курсе.

Сегодня подруга — директор одной из столичных школ.  

Ольга Гайдук - 5

 

Все эти случайности легко объяснить, когда знаешь отношение Ольги к своей работе:

— Если у меня появляется возможность расширить рамки профессии, поработать на новом месте — я всегда на это иду. Новая работа обогащает, дает новый опыт. Я рада, что мне встречались руководители, которые давали мне такую возможность. Чем больше у меня получалось, тем больше мне поручали. И тем больше я узнавала о своем деле.

Правда, чтобы освоить любое новое дело, нужно пройти через моменты бессилия и слезы отчаяния.

— „Ничего не получится!” — такая мысль бьется в моей голове в моменты, когда ко мне за помощью приходит ребенок, которому очень трудно помочь. Или в конце первого рабочего дня на новом месте.  Сегодня я уже знаю, — улыбается Ольга,  —  если эта мысль пришла —значит, потом все будет хорошо.


Маленькие победы и большие планы

— Я размышляла, чего я хочу достичь в жизни, и поняла, что схема „директор школы-пенсия-могила” не по мне. Преподавание в университете, консультирование детей и родителей, написание книг — вот каким я вижу свое будущее.

Главная профессиональная цель Ольги — хорошо и качественно выполнять  работу. Для этого нужно постоянно развиваться:

— Поэтому я пошла учиться на экзистенциального консультанта в Общественный университет феноменологии и психологии, который возглавляет психотерапевт Игорь Соловей. Уже проходя „негосударственное” обучение на психолога, я поступила в Академию последипломного образования. Я решила, что государственный диплом психолога поможет мне двигаться дальше в профессии и карьере.

Этой весной Ольга завершила обучение на второй ступени Общественного университета и защитила дипломную работу в Академии. В планах на будущее — поступление в магистратуру. В настоящем — коррекционно-развивающая работа с детьми, психологическое консультирование родителей. И еще один неожиданный поворот профессии — работа над постановкой танца, который ученики Ольги будут показывать во время поезки за границу.

— Для сурдопедагога (я все-таки не хореограф) поставить танец с особенными детьми — это вам не фунт изюма! Но после пришедшей в голову мысли „ничего не получится” я поняла — все будет хорошо! — рассмеялась в конце нашего разговора Ольга.

Из таких маленьких побед и складывается жизнь. 

 

Непопулярная профессия

Кстати, в 2008 году конкурс при поступлении горожан на дневную бесплатную форму обучения в БГПУ им. М.Танка на факультет специального образования составлял: 

Специальность Конкурс
(человека на место)
Проходной балл
Логопедия. Специальная психология 3,25 267
Сурдопедагогика. Начальное образование 0,8 105
Тифлопедагогика. Начальное образование 0,8 155
Олигофренопедагогика. Дошкольное образование  3,3 203

 

Глядя на эти цифры, можно утверждать: профессия преподавателя в сфере специального образования является далеко не самой востребованной среди абитуриентов. Немногие молодые люди готовы за небольшие деньги обучать детей с особенностями в развитии. Вместе с тем, за получением некоторых профессий в педуниверситете выстраивается очередь. В пятерку самых популярных специальностей в 2008 году вошли:

  • „Изобразительное искусство и компьютерная графика” — конкурс 9,2 человека на место
  • „Психология. Социальная психология” — 7 человек на место
  • „Физкультура. Организация физкультурно-оздоровительной работы и туризма” — 6,5 человек на место.

Абитуриенты университета мечтают стать компьютерными дизайнерами, психологами, преподавателями физкультуры.  

Mojazarplata.by
24.07.2009
Фото — Лидия Бондаренко

Заполните Анкету о Работе и Зарплате
loading...
Loading...