Пятнадцать лет назад минчанка Ольга Гайдук выбрала профессию сурдопедагога, подав документы в приемную комиссию Белорусского педагогического института им. Максима Горького на факультет дефектологии.
С тех пор многое изменилось: институт переименован в Белорусский государственный педагогический ниверситет им. Максима Танка, дефектологический факультет — в факультет специального образования. А Ольга, оставив в прошлом студенческие полуголодные времена, сегодня занимает должность заместителя директора в столичной школе № 91, зарабатывает миллион с небольшим белорусских рублей и возит детей на оздоровление в Германию.
Призвание — это для лентяев
Педагог — это не профессия, а призвание. Такую фразу часто произносят с высоких трибун, когда говорят о работе учителя. Ольга Гайдук считает, что вопрос призвания и самореализации в профессии — тема надуманная:
— Вопрос призвания люди придумали, чтобы ничего не делать в жизни и не совершенствоваться в профессии. Отучился, работаешь, ничего не получается — и находится объяснение: призвание не мое! Я считаю, что любая профессия — это рутинный кропотливый труд. И какая разница, работать с детьми или класть кирпичи? Первый класс, второй, третий… Первый этаж, второй, третий… И потом опять сначала.
Лично я в одиннадцатом классе вообще никем не хотела становиться. Листаю справочник „ВУЗы Беларуси”, и ничто в душе не отзывается. Мой десятилетний брат плохо в то время разговаривал, и мама мне сказала — иди на логопеда! Я и пошла в пединститут.
Благополучно сдала экзамены, правда, баллов для того, чтобы пройти на логопеда, мне не хватило, и мне предложили выбрать другую специальность: тифлопедагог (обучение слепых), олигофренопедагог или сурдопедагог. Я выбрала сурдопедагогику и дошкольную психологию. И сегодня могу сказать — и хорошо, что я не прошла на логопеда. Сейчас я могу и глухому звуки поставить, и слышащему.
Соль профессии — желание помочь глухому ребенку адаптироваться в мире слышащих
Уже на четвертом курсе Ольга с одногруппницей устроились на работу воспитателями в специальную школу № 14 для детей с нарушением слуха. Были нужны деньги, да и отстающей Оля быть не любила:
— Некоторые студенты шли работать уже на третьем курсе, а я что, хуже? С утра — институт, вечером — работа в школе. В то время, если сложить мою стипендию и зарплату воспитателя (я получала как учитель со второй категорией), выходило около 40 долларов в эквиваленте! Шел 97 год, тогда у всех заработки были мизерными.
По данным belmeta.com зарплата сурдопедагог находится в диапазоне от 550 до 800 BYR.
Совмещая учебу и работу, девушка приобретала не только финансовую независимость. Она накапливала бесценный профессиональный опыт. Благодаря практике Ольга смогла впитать ту соль профессии, о которой не говорят в ВУЗе. Для сурдопедагога — это желание помочь глухому ребенку адаптироваться к жизни в мире слышащих людей. Это желание воплощается в стремлении понять неясные для других звуки, которые составляют речь глухого человека, понять его мир, полочки в котором раскладываются совсем не так, как у людей обычных. И сделать так, чтобы и ребенок, с которым ты работаешь, тоже тебя понял.
— Глухие — это особенные люди. Мне понадобилось время, чтобы это осознать. Они мыслят не так, как слышащие. У них нет образных и абстрактных понятий. В их мире все конкретно и однозначно. Каждая вещь значит то, что значит. Для них не существует предметов-заместителей — их этому надо научить.
Чтобы с детьми находить общий язык, мне самой нужно помнить, что значит быть ребенком. Чтобы научиться говорить, мы с моими подопечными и мяукаем, и гавкаем, и в прятки играем. Хотя, конечно, на пути к взаимопониманию бывают и трудности. Дети злятся, когда у них что-то не получается. Помню случай, когда моя ученица очень сильно на меня разозлилась и стала бить портфелем. Проходим через эту злость, работаем, и ребенок ставит свои личные рекорды: вчера еще не говорил букву „Р”, сегодня говорит. Вчера не мог прочесть с губ, а сегодня у него получилось, — радуется успехам подопечных Ольга.
„Случайная” карьера
Ольга Гайдук утверждает, что все в ее жизни происходит случайно.
Она совершенно случайно сразу после окончания ВУЗа получила место учителя начальных классов в специальной школе-интернате №13 для детей с нарушением слуха. При этом обычно выпускники без опыта работы сначала работают воспитателями, а затем уже — учителями. Уже через несколько лет работы Ольга возглавила школьное методическое объединение.
Педагогическая сфера по-прежнему остается женской вотчиной. В школе, где трудится Ольга Гайдук, на полсотни женщин-педагогов приходится семь мужчин: три учителя физкультуры, учитель истории, белорусского языка и литературы, физики и учитель труда.
Случайно она услышала о том, что в городском Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации освободилось „крутое” место сурдопедагога и руководителя городского методического объединения сети образовательных учреждений для детей с нарушением слуха. В Центр молодую женщину — случайно — взяли.
Сегодня Ольга работает завучем по воспитательной работе в средней школе №91, где есть и обычные, и специальные классы, в которых учатся глухие и слабослышащие дети:
— Место завуча мне предложили случайно, благодаря рекомендации подруги, с которой я вместе работала на практике на четвертом курсе.
Сегодня подруга — директор одной из столичных школ.
Все эти случайности легко объяснить, когда знаешь отношение Ольги к своей работе:
— Если у меня появляется возможность расширить рамки профессии, поработать на новом месте — я всегда на это иду. Новая работа обогащает, дает новый опыт. Я рада, что мне встречались руководители, которые давали мне такую возможность. Чем больше у меня получалось, тем больше мне поручали. И тем больше я узнавала о своем деле.
Правда, чтобы освоить любое новое дело, нужно пройти через моменты бессилия и слезы отчаяния.
— „Ничего не получится!” — такая мысль бьется в моей голове в моменты, когда ко мне за помощью приходит ребенок, которому очень трудно помочь. Или в конце первого рабочего дня на новом месте. Сегодня я уже знаю, — улыбается Ольга, — если эта мысль пришла —значит, потом все будет хорошо.
Маленькие победы и большие планы
— Я размышляла, чего я хочу достичь в жизни, и поняла, что схема „директор школы-пенсия-могила” не по мне. Преподавание в университете, консультирование детей и родителей, написание книг — вот каким я вижу свое будущее.
Главная профессиональная цель Ольги — хорошо и качественно выполнять работу. Для этого нужно постоянно развиваться:
— Поэтому я пошла учиться на экзистенциального консультанта в Общественный университет феноменологии и психологии, который возглавляет психотерапевт Игорь Соловей. Уже проходя „негосударственное” обучение на психолога, я поступила в Академию последипломного образования. Я решила, что государственный диплом психолога поможет мне двигаться дальше в профессии и карьере.
Этой весной Ольга завершила обучение на второй ступени Общественного университета и защитила дипломную работу в Академии. В планах на будущее — поступление в магистратуру. В настоящем — коррекционно-развивающая работа с детьми, психологическое консультирование родителей. И еще один неожиданный поворот профессии — работа над постановкой танца, который ученики Ольги будут показывать во время поездки за границу.
— Для сурдопедагога (я все-таки не хореограф) поставить танец с особенными детьми — это вам не фунт изюма! Но после пришедшей в голову мысли „ничего не получится” я поняла — все будет хорошо! — рассмеялась в конце нашего разговора Ольга.
Из таких маленьких побед и складывается жизнь.
Фото — Лидия Бондаренко