Старое и новое в положении о распределении выпускников: найди 12 отличий

С 1 сентября выпускники в Беларуси получат право отказаться от работы по распределению и добровольно возместить затраченные на их обучение средства. Mojazarplata.by узнала, какие еще изменения произошли в порядке и условиях распределения выпускников.

С 1 сентября выпускники в Беларуси получат право отказаться от работы по распределению и добровольно возместить затраченные на их обучение средства. Mojazarplata.by узнала, какие еще изменения произошли в порядке и условиях распределения выпускников.

1 сентября 2011 года вступает в силу постановление Совета министров Беларуси от 22 июня № 821 «О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих». Изменения коснулись  правовой базы, регулирующей распределение выпускников, перечня субъектов, которые осуществляют распределение, сроков отработки по распределению, порядка расторжения договора на целевую подготовку специалистов, рабочих и служащих и других важных аспектов.

Сравнительная таблица изменений в порядке и условиях распределения выпускников.

До 1 сентября 2011 года После 1 сентября 2011 года
Было три нормативно-правовых акта:

1.Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 с последующими изменениями и дополнениями).

2. Положения о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2000 г. № 406 с последующими изменениями и дополнениями)

3. Об утверждении Положения о возмещении средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста». (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255 с последующими изменениями и дополнениями).


Теперь при распределении будут руководствоваться четырьмя нормативно-правовыми актами:

1.Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование;

2.Положение о порядке возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего;

3.Положение о целевой подготовке специалистов, рабочих, служащих.

(утверждены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июня 2011 г. № 821).

4. Кодекс Республики Беларусь об образовании.



Распределение, перераспределение, направление на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование.

До 1 сентября 2011 года После 1 сентября 2011 года
Распределение осуществлялось только учреждениями образования.

Теперь распределение осуществляется двумя субъектами:

  • учреждениями образования;
  • государственным органом, в подчинении которого находится учреждение образования.

В соответствии с положением о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование, распределение осуществлялось в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих (служащих) и социальной защиты этих специалистов, рабочих (служащих).

Теперь в распределении также участвуют государственные органы в случаях:

  • необходимости централизованного регулирования кадрового обеспечения подчиненных организаций;
  • выявления регулярных нарушений законодательства при осуществлении распределения, направления на работу выпускников подчиненными учреждениями образования.
Изменились цели распределения:
  • социальной защиты выпускников;
  • удовлетворения потребностей отраслей экономики и социальной сферы в специалистах, рабочих, служащих.

В срок работы по распределению молодого специалиста засчитывались:

  • период службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь;
  • период нахождения после окончания учреждения образования в отпуске по уходу за ребенком и ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • время работы у другого нанимателя (в случае перераспределения).

Теперь в срок обязательной работы по распределению засчитываются те же периоды, но по желанию выпускника. 

Ранее наниматели в соответствии с законодательством могли устанавливать денежную помощь, выделять средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений.

Теперь могут выделять только денежные средства с целью компенсации затрат на наем жилых помещений у граждан (как таковой денежной помощи уже нет).

Ранее выпускники, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени обязаны были отработать один год - после получения профессионально-технического образования, два года - после получения среднего специального или высшего образования.


Выпускники высших медицинских учебных заведений, направлялись на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны были отработать два года после ее прохождения.


Теперь срок обязательной работы изменился и выглядит следующим образом:

  • при направлении на работу для выпускников, получивших послевузовское образование I ступени за счет средств республиканского бюджета, устанавливается два года;
  • для выпускников, получивших послевузовское образование II ступени за счет средств республиканского бюджета, — один год.
  • Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет;
  • для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет;
  • для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

Контроль осуществляли государственные органы.

Контроль за распределением, направлением на работу, перераспределением, последующим направлением на работу выпускников и их трудоустройством осуществляют:

  • учреждения образования;
  • государственные органы.

Распределению подлежало 3 категории выпускников получивших образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджетов:

  • профессионально-техническое;
  • среднее специальное;
  • высшее образование первой либо второй ступени.

Распределению подлежат пять категорий выпускников получивших:

  • высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджетов;
  • среднее специальное в дневной форме получения образования за счет средств бюджетов;
  • профессионально-техническое образование в дневной форме получения образования за счет средств бюджетов;
  • среднее специальное образование не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования;
  • высшее образование I ступени не менее половины срока обучения которых финансировалось за счет бюджетов и осуществлялось в дневной форме получения образования.

Возмещение в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством на подготовку научного работника высшей квалификации, специалиста, рабочего, служащего.

До 1 сентября 2011 года После 1 сентября 2011 года

Раньше такого «права» не было.

Выпускник вправе отказаться от работы по распределению (перераспределению) или от направления на работу (последующего направления на работу) до заключения трудового договора (контракта) и добровольно возместить затраченные средства.

Целевая подготовка специалистов, рабочих, служащих.


До 1 сентября 2011 года После 1 сентября 2011 года

Ранее в период получения образования договор мог быть расторгнут при наличии следующих оснований:

1.    установление гражданину (квалифицированному рабочему (служащему), специалисту) инвалидности I или II группы;

2.    установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы;

3.    возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой (полученной) профессии (специальности);

4.    увольнение квалифицированного рабочего (служащего), специалиста:

5.    по инициативе заказчика по основаниям, предусмотренным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь;

6.    по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункты 2 и 3 статьи 44 Трудового кодекса Республики Беларусь).


Теперь изменился перечень оснований при которых договор может быть расторгнут и гражданин освобождается от возвращения средств затраченных на обучение:

1.    установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

2.    установление гражданину инвалидности I или II группы;

3.    установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

4.    возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

5.    ликвидация заказчика;

6.    досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

 

Срок отработки после окончания учреждения образования, состоял из срока работы по распределению, установленного законодательством, и срока работы по договору, определяемому сторонами. При этом срок работы по договору устанавливался не менее трех лет для специалистов с высшим образованием и не менее одного года для квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов со средним специальным образованием.

Теперь срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, устанавливается не менее пяти лет,  для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет.

Срок обязательной работы при направлении на работу для выпускников, получивших послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), определяется соответствующими договорами.

 

Ранее желание выпускника не учитывалось.

Теперь для лиц,  получивших соответствующее образование на условиях целевой подготовки, послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, в срок обязательной работы при направлении на работу по желанию выпускника засчитываются период военной службы по призыву, службы в резерве в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, иные периоды, определяемые Правительством Республики Беларусь.


loading...

Только заголовки

Семейный капитал в Беларуси и России: в какой стране выгоднее иметь больше детей?
В Беларуси минимальная зарплата с 1 января 2015 — 2 100 100 BYR
Индекс потребительских цен в Минске в три раза ниже, чем в самых дорогих городах мира
Мечты и деньги Михаила Грабовского
Как в Беларуси изменялось законодательство о минимальной зарплате
Зарплата артиста театра в Беларуси: только 5 процентов работников очень довольны своим заработком
График переноса рабочих дней в 2015 в Беларуси
Калькулятор зарплат в Беларуси: Довольны ли вы своей зарплатой?
Трудовое право на карте мира
Что делает труд принудительным в Беларуси
О чем стоит умолчать в резюме на работу
Работа в Беларуси

ТОП 5