wageindicator logo Mojazarplata.by

Профессиональные Союзы

Право вступать в профсоюзы и создавать их

Право создавать профсоюзы и вступать в них закреплено в Конституции. Деятельность профсоюзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены законодательными актами Республики Беларусь, в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц.

Профсоюз является добровольной общественной организацией, объединяющей граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе студентов, имеющих общие интересы в производственной и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и интересов. В соответствии с Трудовым кодексом профсоюзы являются законными представителями работников в трудовых отношениях.

Каждый человек, занимающийся трудовой (профессиональной) деятельностью, имеет право создавать и вступать в профсоюзы по своему выбору для защиты профессиональных интересов, участвовать в профсоюзной деятельности и выходить из профсоюзов. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Республики Беларусь, могут стать членами белорусских профсоюзов.

Профсоюзам законодательно предоставлены права, среди которых:

1.   право представлять и защищать права и интересы работников в индивидуальных и коллективных трудовых отношениях;

2.   право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров;

3.   право принимать участие в разрешении трудовых споров;

4.   право на получение информации по всем социальным и трудовым вопросам без каких-либо препятствий со стороны работодателей;

5.   контроль за выполнением трудового законодательства в организациях;

6.   контроль за выполнением коллективных договоров.

7.   организация и проведение забастовок.

Источники: ст. 14 и 41 Конституции; ст. 354 Трудового кодекса; ст. 1-3, 10-22 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» 22.04.1992 №1605-XII

Свобода коллективных переговоров

Свобода коллективных переговоров устанавливается Конституцией. Представители работников и работодателей имеют право участвовать в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора (соглашения) и проявлять инициативу по проведению таких переговоров.

На государственном уровне действует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. Он был создан в 1999 году для взаимодействия Правительства Республики Беларусь, республиканских объединений нанимателей и профсоюзов для реализации социально-экономической политики, защите трудовых прав, экономических и социальных интересов граждан. В состав Национального совета по трудовым и социальным вопросам входят по одиннадцать представителей от каждой стороны. Участники важнейшие вопросы социально-экономической политики, принимаются решения, которые затем закрепляются в коллективных соглашениях.

Представители стороны, получившие письменное предложение о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в них в течение семи календарных дней со дня получения предложения. Также сторона обязана направить инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием своих представителей для участия в работе Комиссии по ведению коллективных переговоров. Комиссия по ведению коллективных переговоров формируется на паритетных началах.

Срок действия коллективного договора составляет от 1 до 3 лет. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов для регулирования в коллективном договоре в сфере социально-трудовых отношений. Трудовой кодекс устанавливает примерный перечень таких вопросов, например:

  • оплата труда;
  • пособия и компенсации;
  • занятость;
  • обучение;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • рабочее время и время отдыха;
  • минимум необходимых работ (услуг) при проведении забастовки.

В настоящее время действуют отраслевые соглашения в бюджетной и внебюджетной сферах, например, Соглашение между Минским Областным Объединением профсоюзов, Минским Облисполкомом, Республиканской Ассоциацией предприятий промышленности и Минским областным Агропромышленным Союзом на 2015-2017 гг.; Соглашение между Белорусской железной дорогой и Белорусским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей на 2016-2018 гг.

Источники: ст. 41 Конституции; ст. 356, 357, 364, 367 Трудового кодекса; ст. 14 и 15 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» 22.04.1992 №1605-XII; Положение о Национальном совете совет по трудовым и социальным вопросам, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.1999 № 252; Соглашение между Минским Областным Объединением профсоюзов, Минским Облисполкомом, Республиканской Ассоциацией предприятий промышленности и Минским областным Агропромышленным Союзом на 2015-2017 гг.; Соглашение между Белорусской железной дорогой и Белорусским профессиональным союзом железнодорожников и транспортных строителей на 2016-2018 гг.

Право на забастовку

Конституция признает право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники (их представители) имеют право приступить к организации забастовки. Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников. Собрание работников правомочна принимать решение, если на нем присутствует более половины от общего числа работников (на конференции – минимум две трети делегатов). Не менее двух третей работников, присутствующих на собрании (конференции), должны голосовать за забастовку для принятия решения.

Работодатель должен быть предупрежден в письменной форме о предстоящей забастовке не позднее чем за 2 недели до ее начала. Работодатель обязан в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные организации о забастовке.

Также необходимо обеспечить минимум необходимых работ (услуг) во время забастовки. Во время забастовки стороны должны продолжить поиск путей решения коллективного трудового спора. Забастовка может быть признана незаконной по решению суда, если она проводится с нарушением закона или создает реальную угрозу для национальной безопасности, общественного порядка, здоровья либо прав и свобод населения.

Работники не получают заработную плату за период забастовки. Законодательство не устанавливает порядок замены работников, участвующих в забастовке.

Источники: ст. 41 Конституции; ст. 388-399 Трудового кодекса

При использовании материалов сайта обязательна ссылка © WageIndicator 2017: Mojazarplata.by - Профессиональные союзы