В Беларуси введен новый механизм расчета прожиточного минимума. Mojazarplata.by посчитала, как изменится размер БПМ в среднем на душу населения.
С 17 сентября 2014 вступил в силу закон № 148-З от 7.05.2014 "О внесении изменений и дополнения в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам определения прожиточного минимума".
Таблица. Как изменился закон "О прожиточном минимум в РБ" в сентябре 2014
В редакции Закона "О прожиточном минимуме в РБ" до 17 сентября 2014 | В редакции Закона "О прожиточном минимуме в РБ" с учетом изменений и дополнений закона № 148-З от 7.05.2014 |
---|---|
Прожиточный минимум – минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. |
Прожиточный минимум — необходимые для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания и непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. |
Основные социально-демографические группы населения – трудоспособное население, пенсионеры, дети. | Основные социально-демографические группы населения – трудоспособное население, пенсионеры, студенты, дети. |
В прожиточный минимум входят следующие виды материальных благ и услуг: 1) продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования; 2) лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены; 3) жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги; 4) услуги детских дошкольных учреждений. Конкретное наполнение каждого указанного вида материальных благ и услуг в отдельности и прожиточного минимума в целом для основных социально-демографических групп населения определяется на основе норм потребления, разработанных учеными и специалистами соответствующих министерств и других республиканских органов государственного управления с участием республиканских объединений нанимателей и профсоюзов. В случае отсутствия норм на отдельные составляющие прожиточного минимума последние определяются статистическим методом. Прожиточный минимум утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет. |
Прожиточный минимум состоит из: минимального набора продуктов питания; непродовольственных товаров и услуг. Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения определяется на основании норм потребления, разрабатываемых Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а также научными организациями. Непродовольственные товары и услуги включаются в прожиточный минимум как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания. Фиксированная доля непродовольственных товаров и услуг определяется на основании сводных статистических данных (информации) о фактическом объеме потребления малообеспеченными гражданами (семьями) непродовольственных товаров и услуг. Прожиточный минимум определяется с участием заинтересованных государственных органов и иных государственных организаций, республиканских объединений нанимателей и профессиональных союзов, утверждается Правительством Республики Беларусь и пересматривается не реже одного раза в пять лет. |
Какой метод расчета прожиточного минимума применяется в Беларуси
До 17 сентября 2014 года для расчета величины прожиточного минимума в Беларуси применялся нормативный метод. Т.е. к стоимости минимального набора продуктов питания прибавлялась стоимость следующих видов материальных благ и услуг:
- продукты питания, одежда, белье, обувь, предметы общесемейного пользования;
- лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены;
- жилищно-коммунальные, транспортные и бытовые услуги;
- услуги детских дошкольных учреждений.
В соответствии с новым законодательством в Беларуси для расчета величины прожиточного минимума будет применен так называемый "метод досчета". Т.е. к стоимости минимального набора продуктов питания добавляется стоимость непродовольственных услуг, которая определена как фиксированная доля в размере 77 процентов от стоимости минимального набора продуктов питания.
А ваша зарплата больше или меньше бюджета прожиточного минимума? Заполните Анкету на работе и выясните, как обстоят дела у ваших коллег >>
Новый механизм определения стоимости непродовольственных товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум, в отличие от нормативного метода расчета прожиточного минимума позволяет исключить излишнюю детализацию норм потребления непродовольственных товаров и услуг, а также более гибко и оперативно в дальнейшем реагировать на изменение наиболее значимых тенденций в потребительском настроении населения.
Как изменится бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в связи с новым методом расчета
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2014 г. № 723 бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения утвержден в размере 1 343 420 BYR (на период с 1 августа по 31 октября 2014 г).
В соответствии с нормативным методом расчета, структура БПМ в среднем на душу населения в ценах июня 2014 г. включала следующие статьи расходов:
- продукты питания – 57,2 %;
- жилищно-коммунальные услуги – 9,0 %;
- предметы гардероба – 17,6 %;
- бытовые и транспортные услуги – 7,3 %;
- товары бытового и хозяйственного назначения – 4,2 %;
- взносы и платежи – 2,5 %;
- предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 %.
Следовательно, стоимость минимального набора продуктов питания для расчета БПМ на данный период составила 768 450 BYR.
Стоимость непродовольственных товаров и услуг определяется по следующей формуле (Положение о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения):
Снту = Сп * (х/100%)
где
- Снту - стоимость непродовольственных товаров и услуг
- Сп - стоимость минимального набора продуктов питания
- х - размер фиксированной доли непродовольственных товаров и услуг от стоимость минимального набора продуктов питания.
Снту = 768 450 * (77/100%) = 591 700 BYR
Таким образом, размер бюджета прожиточного минимума в Беларуси, рассчитанный методом досчета, мог бы составлять 1 360 150 BYR, что на 16 730 BYR больше действующего показателя, рассчитанного нормативным методом.